Какое отношение имеет профсоюз к созданию космической лаборатории в одной из школ Барановичей

В марте этого года технопарку средней школы №1 им. С.И.Грицевца г. Барановичи исполнился год. За это короткое время в нем открылись 9 лабораторий. К созданию одной из них – космической, причастен и Белорусский профсоюз работников образования и науки.

Узнать об этом довелось во время профсоюзного отчетно-выборного собрания. В повестке дня значилось выступление заместителя директора школы по учебной работе Андрея Любаса, где и обещалось раскрыть подробности того, как отраслевой профсоюз поспособствовал созданию необычной лаборатории.

– Конкурс, объявленный Белорусским профсоюзом работников образования и науки, на лучший молодежный проект среди первичек учреждений образования стартовал в мае прошлого года и был направлен на развитие молодежных инициатив, – рассказал завуч школы. – Мы решили, что просто обязаны участвовать. Во-первых, у нас уже функционирует технопарк равных возможностей, где генерируются передовые технические идеи. Во-вторых, в школе работают 37 молодых учителей, которые вовлечены в проектную деятельность. На том этапе стояла задача создания лаборатории космоса, для которой необходимы немалые средства.

Самая молодая – ей всего 3 года, и самая крупная школа Брестской области – здесь учатся более 2 тыс. школьников, решила участвовать в конкурсной программе по теме исследования космического пространства в мирных целях. Намерение увенчалось успехом: получен грант в размере почти 10 тыс. рублей на развитие инновационных обучающих технологий.

Председатель Барановичской городской отраслевой профорганизации Светлана Сидорович подчеркнула, что победа досталась непросто. Из почти 40 работ, представленных со всей республики, победителями стали лишь шесть.

– Безусловно, уже проделанная работа по созданию других лабораторий техпопарка не может не произвести впечатления. Для детей открыты возможности робототехники, 3D-моделирования и прототипирования, мехатроники и радиоэлектроники, виртуальной и дополненной реальности, инженерной экологии и альтернативной энергетики, практического проектирования, а также центр ранней профессиональной подготовки, – проинформировала профлидер барановичских педагогов.

Экскурсию по технопарку вызвалась провести сама директор школы Марина Купцова. Как оказалось, лучшего гида по царству современных технологий не найти. По дороге к технопарку узнаю, что в школе работают 12 магистров, еще два «созревают». Марина Георгиевна справедливо подмечает, что учитель всегда должен учиться сам. Только в этом случае образовательная среда эффективна.

И вот мы уже в святая святых. Технопарк открыт для детей разного возраста. Занятия по своим интересам могут найти и первоклассники, и выпускники. Например, в лаборатории робототехники ребят знакомят с языками и системами программирования промышленных роботов, учат решать задачи по электронике и схемотехнике, проектировать и конструировать корпусные детали и узлы.

В лаборатории «Инженерная экология и альтернативная энергетика» учащиеся знакомятся с источниками альтернативной энергии. Причем, не только с ветром, водой и солнцем, но и атомной энергией. К слову, одна из нынешних выпускниц школы, резидент технопарка, намеревается стать физиком-ядерщиком, получив необходимые профессиональные знания в БГУ. На занятиях в лаборатории инженерной экологии и альтернативной энергетики школьники узнают не только о способах охраны окружающей среды, но и о моделировании интеллектуальных систем автономного выращивания растений, энергонезависимого потребления. Для наглядности и практического использования в лаборатории есть собственная солнечная батарея и программируемая теплица, где выращивают микрозелень, клубнику и землянику в гидрогеле.

Мы надолго «зависаем» в той части лаборатории, которая предназначена для младших школьников.

– Для этого проекта закупили формикарий, – начала рассказ Марина Георгиевна, тут же пояснив, что это муравьиная ферма. – Идея принадлежит начальнику управления по образованию Барановичского горисполкома Татьяне Шестак, предложившей населить технопарк животными. И мы ими обзавелись, закупив 40 особей муравьев-жнецов. Дети в ходе их исследования пришли к выводу: чем больше белка они едят, тем лучше размножаются. За год количество особей выросло в 3 раза.

Никогда ранее не имевшая дела с муравьями-жнецами, узнаю, что они ведут скрытый образ жизни, «в люди» выходят лишь ради прогулки и питания. Школьники специально для этой цели соорудили арену со световыми камнями и кормушками. Рядом замечаю гигрометр. Директор школы, поймав мой вопросительный взгляд, поясняет, что все же дети занимаются исследованиями, а потому строго следят за необходимой для муравьев температурой и влажностью. К слову, не зря школьный технопарк является территорией равных возможностей. Здесь наряду с одаренными ребятами, занимаются и особенные. Так, во время прошлых летних каникул формикарий переехал на дачу к ребенку с аутизмом, который еженедельно присылал директору видео-отчет о жизни муравьев.

– А сейчас приглашаю в мою любимую лабораторию. Ее обожают и пятиклассники, которые тут основные резиденты, – улыбается Марина Купцова. – Это лаборатория 3D-моделирования и прототипирования, составления аналогов, то есть. Здесь работают два резидента – учитель искусства и программист. Для создания 3D-моделей дети должны мыслить инженерными категориями, понимать, как создается объем. Для этого учитель искусств учит их рисовать 3D-ручками. Они прекрасно знают, что такое филамент – пластик в виде нити, используемый для создания объема.

На областном конкурсе по 3D-моделированию воспитанники лаборатории заняли первое место за создание объектов патриотической направленности. Кстати, мне в подарок достался необычный брелок, напечатанный на 3D-принтере.

Продолжая экскурсию по технопарку, оказываемся в лаборатории «Мехатроника и радиоэлектроника», где ребята осваивают работу на современных лазерных станках. На меня же неизгладимое впечатление произвел электромагнитный левитрон. Левитация лишь непросвещенным кажется приемом из области чудес, на самом деле работают законы физики.

Благодаря лаборатории «Виртуальная и дополненная реальность» обучение стало намного интереснее: например, изучая анатомию, можно увидеть, как устроен тот или иной орган изнутри.

– А сейчас перед нами откроет свои двери космическая лаборатория, та самая, с профсоюзным вкладом, – приглашают директор и завуч зайти туда, где изучают космическое пространство. При чем, изучают более чем успешно. И вот вам доказательства.

Заместитель директора по учебной работе Андрей Любас, он же учитель физики и астрономии, вместе со своим учеником Даниилом Зыбайло заняли в прошлом году первое место на международной инженерной конференции в Москве. Созданный учащимся 11 «П» класса Артемом Кащей под руководством Андрея Любаса наноспутник отмечен 5 наградами: дипломами управления по образованию Барановичского горисполкома и Брестского облисполкома, двумя – министерства образования и Московской международной инженерной конференции.

– Космическое направление мы выбрали не случайно. Создание микро- и наноспутников очень перспективное направление. Используем недорогую элементную базу, которая позволяет ребятам собирать все блоки наноспутника: от электропитания до телеметрии, – пояснил Андрей Любас.

Космическая лаборатория оформлена в тематических интерьерах. Помимо компьютеров и учебного оборудования, здесь расположилась и музейная часть. Экспозиция посвящена истории спутникостроения, представлены 8 моделей спутников и космических кораблей времен СССР. К слову, барановичские школьники начали заниматься созданием учебного спутника еще прошлым летом.

– В Национальном детском технопарке проходил международный конкурс «Таланты ХХІ века Союзного государства». Мы участвовали в секции «Астрономия, космонавтика» и завоевали диплом второй степени, – сообщил собеседник, уверенный в том, что учащиеся школы еще не раз заявят о себе на областной, республиканской и международной аренах.

Галина СТРОЦКАЯ

Фото автора